ЭРКИН ТУЗМУХАМЕДОВ

"Послушайте" от "Мистерии-Буфф"



В школе моим любимым поэтом был Владимир Маяковский, единственный, чьи стихи я мог запоминать и громко декламировать: «Достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза…» Маршевый, прямолинейный, рубленный, чьи строки разорваны на слоганы. Я и, правда, гордился, да и сейчас горжусь страной, в которой родился – СССР. Про нынешнюю версию такого сказать не могу.
Кроме того, что он был поэтом, автором пьес, Маяковский фактически работал тем, что сейчас именуется «копирайтер» - сколько он рекламных речевок создал!
Но, с другой стороны… тончайший, ранимый и нежный со своим «послушайте, если звезды зажигают – это кому-нибудь нужно».
И когда я узнал, что есть группа под названием «Мистерия-Буфф», которая (взяв название из пьесы Владимира Маяковского) писала песни на его стихи, с другом Пашей Щедринским поехали в какой-то подмосковный город, кажется , в Голицын – там в старом ДК с колоннами и был концерт. Это был 1982-84 год, точно не помню. Концерт потряс – все было сыграно легко, профессионально и с юмором. Дело в том, что во времена СССР откровенной профнепригодности, говнорока и всякого панка с фанерной попсой не было: все группы, для того, чтобы выступать, должны были работать в филармониях – а там был строгий худсовет и отбор по профессиональным качествам. И играли только вживую. Это уже после распада СССР смыло как из прорвавшейся канализации потоком профнепригодной херни, именуемой «попса фанерная» и «говнорок».
После концерта мы познакомились с лидером группы (видимо, числился в Московской Областной филармонии как «художественный руководитель») Борисом Носачевым и продолжили выпивать портвейн (а начали это дело еще в электричке, продолжили на концерте), с его клавишником Герой. Правда, Гера не только портвейн пил, но и еще какие-то субстанции.
В общем, концерт был сильным – из 80-90-х он запомнился. Ну, а я в силу прошлой работы (радио, тв музыкальный ведущий, организатор и ведущий концертов, менеджер рок групп), не мало ходил на рок концерты.
До сих пор помню смешной номер концерта – Борис с гитарой, поет :

«Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-…..

Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо».


В общем, очень правильный детский стишок Владимира Маяковского, дающий детям правильные векторы развития и воспитания. Боря с гитарой, а из аккомпанемента - только барабанщик. Причем – не помню точно – кажется установка была с двумя бочками (двух педальных тогда еще не было) и кажется барабанщик отбивал такт только бочками и хай-хэтом. И кажется тоже играл стоя. Но могу ошибиться. Образ Бори в белой рубахе с красной гитарой в свете прожектора и этот дуэт с барабанами – остался. Очень свежее и не стандартное решение. Впрочем, сюжет из самого Маяковского: «На улицу! Барабанщики, поэты!».
Ну и вообще решение писать музыку на стихи великого Маяковского было не стандартным. В те времена Маяковский был не то что классиком – он был иконой, а его честные и прямолинейные слова – были эталоном, нормой жизни. Не знаю, преподают ли сейчас Маяковского в школах. Да и поймут ли сейчас вообще Маяковского? Все сейчас именно так против чего и что клеймил Маяковский.

И потом с Борисом по жизни не часто, но все время сквозь года общались/пересекались. Ну, например, он был мужем одной из лучших певиц на российской эстраде – Иры Суриной. А с кантри музыкой и группой «Кукуруза» (где Ира была солисткой – я дружил). Подробнее о группе можно почитать тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мистерия-Буфф_(группа)
А в этом году он решил собрать группу вновь (после удачного выступления на программе «Ностальгия» - где его убедили сыграть те, кто, видимо, еще помнил группу по концертам, как и я) и записать альбом. И, надо вам сказать, альбом получился отменный. Начнем с того, что музыканты в группе прекрасные. А по-другому и быть не может – долгое время Борис Носачев был владельцем одного из первых коммерческих музыкальных магазинов «Мистерия», а сейчас возглавляет «Музыкальный Сервис-Центр». На стенах его фирмы фотографии лучших рок и поп-музыкантов страны. Лучшие – это не значит «популярные», российский шоу бизнес не живет по законам профессионального отбора качественных музыкантов. Не буду перечислять. Ну, например, Сережа Манукян там постоянно ремонтирует клавиши после самолетов. А Сережа – почти Бог!
Короче, плохих музыкантов, не качественных аранжировок и исполнения, не качественной записи, не качественного сведения в этой работе не могло быть априори. Не знаю как «программные директора» радиостанций классифицировали бы этот альбом – видимо, AOR, adult oriented rock. Не буду занудствовать по поводу того, на что обратил внимание – ну, например, клавиши в одном номере звучат как Uriah Heep (у Кена Хенсли был свой узнаваемый стиль, и любимый тембр). Это вы сами послушайте. Все гитарные соло, проигрыши и подклады к месту, сыграно вкусно, никаких лишних нот, все клавишные гармонично вплетены в картинку каждой песни – и иногда клавиши звучат как honkytonk, иногда академично, иногда прозрачно-аккордно, как это принято в рок-балладах, то же можно сказать и о ритм-секции – а известно, что ритм секция это как фундамент у группы.
А, вот, например довольно чернушное, с современной точки зрения, но жестоко критически-сатирическое произведение Маяковского с точки зрения его эпохи, превратилось в рок-н-ролл, сделанный по всем классическим канонам рок-музыки, где знакомые инструментальные «ходы» и риффы не звучат как стандартные клише, а именно, как крепкая классика рока:

Про Госторг и кошку, про всех понемножку

Похороны безвременно погибших кошек
Динь, динь, дон, динь, динь, дон, день кошачьих похорон.
Что за кошки — восторг!
Заказал их Госторг.
Кошки мороженые, в ящики положенные.
Госторг
вез, вез,
прошел мороз,
привезли к лету —
кошек и нету.

Альбом назван по одному из самых известных – и тонких, с открытой душой – стихотворений Маяковского «Послушайте». Оно было написано 110 лет назад, в 1914 году, до площадного, агитационно-гимнового периода Маяковского. И, мне кажется, этой вещью «Мистерия Буфф» и открывала свои концерты 40 лет назад.
И, думаю, композиционно и с точки зрения аранжировки/инструментовки Борис сделал хорошую работу.
И – просто напомнить текст Маяковского. Это одно из моих любимых стихотворений периода последних классов школы. Прям, смотрел на небо, а в голове было
это стихотворение. Вот сначала вспомните эти строки, а потом послушайте версию группы «Мистерия Буфф». Интересно ваше мнение. 2 июня в клубе Гластонберри на Дубровке будет презентация альбома «Послушайте» - обещают красивое шоу и хороших гостей.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Made on
Tilda